Юридический портал  

Гражданский процесс в Германии и России

 

Партнеры, бизнес и разногласия или как "выбить" долги с дебитора в Казахстане

22.04.2009 / Гражданский процесс в Германии и России

 

Все чаще и чаще адвокаты и юристы сталкиваются с проблемами, которые связаны с правом не только одной страны, в которой они работают, но и с правом других государств. Хотя многие правовые системы имеют аналогичные законы и схожие правопорядки, разница есть всегда, в том числе необходимы и специальные знания языка, ведь юристы должны знать не только бытовой язык, но и специальные термины. Профессиональную помощь в случае наличия так называемого иностранного элемента, можно получить только у специалиста, обладающего знаниями как правовой системы одного, так и другого государства. Не исключены и ситуации, когда необходимо как обращение к адвокату в одной, так и другой стране, с целью успешного регулирования правовой ситуации. Но в том случае, если есть возможность обратиться к специалисту, имеющему знания и опыт в делах с иностранным элементом, успех гарантирован.

 

С проблемой неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору сталкиваются многие юридические лица. Чаще всего речь идет об оплате услуг согласно договору. В том случае, если сторона договора, являющаяся должником, отказывается исполнять свое обязательство, у стороны-кредитора есть возможность обратиться в суд, с целью получения желаемого результата. Но прибегать к обращению в суд стоит только в крайних случаях, до этого большинство юристов рекомендуют досудебный порядок регулирования спора. Так самым распространенным способом регулирования данного вопроса является составление претензии. Невозможно предложить единой формы претензии, которая бы использовалась как шаблон. Именно поэтому нередко необходимо обратиться к адвокату, который в соответствии со всеми обстоятельствами дела и учитывая юридические особенности сделки, составит претензию с нужным содержанием. Возможны и такие случаи, когда в самом договоре предусматривается написание претензии при выполнении определенных условий. Таким образом, должнику дается возможность исправить свои ошибки. Претензия должна обязательно содержать информацию о том, кто и что от кого требует. Кроме того, обязательно необходимо как можно точнее указать о какой сделке идет речь, когда она была заключена, что именно не сделал должник, сумма требований и т.д. К претензии чаще всего прилагаются и документы, подтверждающие все выше сказанное и обосновывающие претензию. Важно учитывать также и тот факт, что в случае, если дело все-таки дойдет до суда, у фирмы отправителя претензии должна остаться ее копия, а также доказательства того, что она была доставлена или отправлена должнику. Как правило, смысл имеет указание определенного срока, который дается должнику для выполнения обязательства. Если в срок требование так и не будет удовлетворено, следует задуматься об обращении в суд. Теоретически описанный выше принцип представляет собой идеальный способ разрешения споров между сторонами договора. На практике же даже сам процесс доставки претензии может представлять собой полный хаос и неразбериху. О том, как бороться с должниками, находящимися в другой стране, как добиться получения денег и пойдет речь в нижеследующем, удачно завершенном нашей адвокатской канцелярией случае.

 

Я не я и корова не моя

 

Немецкая фирма, которая обратилась к нам за юридическим советом – Adels – работала преимущественно с иностранными коллегами, находившимися в Казахстане. Одной из фирм-сотрудниц было ТОО «Апако». Зимой, предусмотрительно этой фирмой у Adels были заказаны сельскохозяйственные машины на очень крупную сумму для следующего сельскохозяйственного сезона. Так как ТОО «Апако» и Adels уже давно работали вместе, все руководители были лично знакомы и отношения даже делового характера имели дружеский оттенок. Несмотря на это важно понимать, что любая юридическая сделка фактически заключается в момент подписания договора или соглашения сторонами. После этого становится неважно, что было оговорено в устном виде сторонами. Некоторые договора содержат специальные пометки, указывающие на то, что все предварительные договоренности после заключения договора считаются недействительными. Договор поставки, который заключили фирма Adels и «Апако», соответствовал всем законодательным требованиям и был составлен на русском языке, с учетом законодательства Республики Казахстан. Этот вид договора предполагает наличие определенных обязательных условий и пунктов соглашения. Так, например, в обязательном порядке указываются стороны соглашения. При этом важно отметить, что указывается не только фирма, но и уполномоченный представитель, который и подписывает договор. Одним из первых пунктов договора поставки является и его предмет: какие именно услуги по поставке какого именно товара должны осуществляться и какой из сторон. Сторонам рекомендуется в договоре также подробно описать качество товара, который будет доставлен. Чаще всего наиболее выгодным является формулировка, которая указывает на то, что товар должен соответствовать государственным стандартам, предъявляемым к конкретной вещи. Договор поставки также предполагает наличие определенных условий поставки товара. Так, например, товар может быть доставлен весь сразу, по частям, по мере его производства и т.д. Необходимо определить и сроки поставок. Стороны кроме всего остального могут в договоре установить порядок несения ответственности участниками сделки. Как правило, после передачи груза фирме, которая его транспортирует, ответственность переходит от продавца к покупателю. Но возможны и иные варианты регулирования данного вопроса. В случае фирм «Апако» и Adels необходимо было также указать материальное право какой страны распространяется на данный договор и какой суд признается сторонами уполномоченным. Обязательным условием договора поставки является цена товара, а также условия оплаты. Оплата, сумма договора доходила почти до 1000000 евро, должна была производиться в течение нескольких месяцев, так же как и доставка товара. Но, к несчастью наших клиентов, руководство «Апако» неожиданно сменилось и о сделке словно забыли. Уже отправленный товар не был оплачен и никто даже не пытался установить контакт и прояснить ситуацию. На звонки отвечали то одни то другие, ссылаясь друг на друга и передавая трубку из юридического отдела в финансовый. Никто так и не мог сказать, когда деньги поступят на счет фирмы Adels.

 

Так как ни звонки, ни письменные обращения нашего клиента не принесли никакого результата, мы написали подробную претензию к должнику, учитывая все обстоятельства дела и указав срок, в течение которого должна быть произведена оплата. В претензии мы указали о каком договоре идет речь, когда он был заключен, каков предмет договора, а также сумму долга фирмы «Апако». Кроме того, мы обратили внимание должника на те обязанности, которые были нарушены со ссылкой на пункты договора, а также на законодательство Республики Казахстан (в частности ст. 469 Гражданского Кодекса Республики Казахстан). В претензии было также указано, что в случае непогашения долга в указанный срок, мы подадим в суд. А так как наши требования обоснованы, то и все расходы судебного характера согласно ст.ст. 107, 110-112 Гражданско-процессуального Кодекса Республики Казахстан будет возмещать фирма «Апако». Так как целью претензии является оказание влияния на должника легальным способом, мы также указали и на следующее. В случае, если оплата не будет произведена, мы обратимся в Торгово-промышленную палату Республики Казахстан с целью сообщить о ненадлежащем исполнении фирмой «Апако» взятых на себя обязательств. Также мы оставили за нашим клиентом право для обращения с заявлением в органы прокуратуры о совершении должником мошеннических действий и привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

 

Так как отправление письмом претензии заняло бы много времени, мы попробовали отправить его и по факсу, но наш факс фирма «Апако» не принимала. После многочисленных звонков в фирме запомнили наш телефон и упорно не принимали факс. После недельных попыток обратиться к фирме-должнику, мы обратились к бывшему директору. Он пообещал оказать содействие и претензия была отправлена ему по факсу, а он лично передал документ директору фирмы. Но получение претензии должником еще не означало, что мы добились желаемого результата. То, что должник был предупрежден, давало возможность по истечению срока, установленного в претензии, подать на него в суд, но и это не решало проблемы сразу же, а влекло бы за собой потерю времени. Именно поэтому мы попытались несколько раз связаться с директором фирмы «Апако», чтобы попытаться убедить его выполнить обязательство. Так как в офисе мы его застать не могли, через бывших директоров этой фирмы, с которыми и был заключен договор, мы выяснили номер сотового телефона и наконец-то связались с директором напрямую. Как оказалось, дела фирмы были очень сильно запущены и новый директор, как он сам утверждал, просто не успевал давать поручения и контролировать выполнение фирмой всех обязательств. Он попросил в связи с этим продлить срок для выполнения обязательства еще на неделю и обязался лично проконтролировать перевод средств на счет нашего клиента, а также дальнейшее выполнение его обязательств по этой сделке. Конечно, такой устный ответ был очень неожиданным после стольких дней попыток установить какой-то контакт с ответственным лицом. Расслабляться было рано и мы все еще рассчитывали на то, что возможно придется подавать в суд. Кроме того, следует отметить, что речь шла об очень крупной сумме денег и важно было как можно быстрее добиться исполнения обязательства, пока фирма не пошла бы на возможные хитрости. Часто, задолжав очень крупные суммы денег, фирмы ликвидируются или объявляются банкротами, это следует учитывать и адвокату. К нашему большому удивлению, директор фирмы «Апако» действительно выполнил свое обещание и нашим клиентом были получены деньги. Ситуация стабилизировалась и стороны выразили надежду на дальнейшее сотрудничество.

 

Причиной успеха каждой фирмы можно считать дипломатические способности ее директора, который должен не только умело представлять интересы фирмы, но и заключать выгодные сделки и поддерживать контакты с партнерами и коллегами. Но даже в случае, когда дипломатические или деловые отношения переходят в дружеские, бизнес остается в стороне. Каждый уважающий себя бизнесмен должен уметь разделять бизнес и дружбу. В первом случае необходимо обращать внимание на юридические особенности сделок, на их последствия, а также на способы оказания влияния на должников и иных партнеров. Нередко наиболее простым вариантом является привлечение профессионала, который также дипломатично постарается разрешить конфликт, учитывая права сторон, их обязанности и соблюдая юридическую этику. Нередко конфликты между должниками и кредиторами проще разрешаются, когда привлекается третье лицо, которое может оценить положение как одной, так и другой стороны правоотношения и увидеть, какой вариант был бы примелем для обеих сторон, как достигнуть компромисса. Какого бы вопроса это не касалось – проблем организации фирмы, ведения ее дел, заключения сделок и многого другого – мы Ваша защита и поддержка в любом вопросе, даже если это касается правоотношений с партнерами не только в Германии, но и в России, на Украине, в Казахстане и других странах.

Автор статьи:

Энгельманн Иван Александрович

Адвокат, член палаты адвокатов г.Берлина

Телефон канцелярии: +49 (0) 30 310 13 310


 

 

 

 
 
 Адвокаты в Берлине. Юридические услуги в Германии